Дарвинизм. Критическое исследование

Дарвинизм. Критическое исследование
   незавершенный фундаментальный труд Данилевского, в к-ром он, подытоживая свои естественно-научные взгляды, предпринял попытку опровергнуть эволюционную теорию Дарвина. Познакомившись с его идеями в 1861 г., Данилевский самым тщательным образом изучал все его соч. и посвященную им критику. В 1885 г. был издан 1-й т. (в 2 ч.) "Д.", в 1889 г. (уже после смерти автора) - 1-я гл. 2-го т. После этого "Д." не переиздавался. Данилевского беспокоила широкая популярность ("фантастический успех") учения Дарвина, к-рое, с его т. зр., "изъемлется из области положительных наук и относится к области философии". Распространение дарвинизма в России он рассматривал как одно из проявлений "европейничанья" - хронической болезни прозападно настроенной части рус. об-ва, считал, что дарвинизм - "учение гипотетическое", основанное преимущественно на формальном развитии мысли, а не на данных естественно-научных наблюдений и экспериментов. По его мнению, Дарвин решал 2 задачи: собственно научную, биологическую, связанную с вопросом о происхождении разнообразных органических форм, и философскую, обусловленную решением проблемы целесообразности в природе. Выступая с критикой единого для всего органического мира эволюционного закона, автор "Д." опирался гл. обр. на философские воззрения своего наставника К. М. Бэра и Ж. Кювье. Однако его концептуальные положения основывались не только на идеях додарвиновской биологии, но и на рели гии. Он резко негативно высказывается против того, что дарвинизм с его естественным отбором, борьбой видов и случайностью объясняет целесообразность в природе, "не прибегая к посредству идеального начала", что учение Дарвина, разрушая "научное доказательство" существования идеального в природе, упраздняет религиозную веру. Только наличие идеального позволяет, по Данилевскому, объяснить целесообразность в природе и во всем мироздании. Как сторонник телеологического истолкования природы он пытался опровергнуть учение Дарвина о естественном отборе, объясняя происхождение видов результатом деятельности высшего разума. Спор между ним и Дарвиным - спор о признании "верховным мировым принципом" разумности или случайности. С т. зр. Данилевского, у Дарвина весь мир - "не более как бессмысленное скопление случайностей, при нявшее только вид ложного подобия разумности". Но масса случайностей не могла породить порядок и гармонию. Поэтому теория Дарвина представляет собой не более чем "бессвязную кучу мусора". Природа, по Данилевскому, совокупность неизменных видов животных и растений, завершенное провиденциальное творение. Рассматривая живые организмы как целостные системы, он стремился доказать, что изменения в них происходят по имманентным законам, а потому воздейств: внешней среды не может быть определяющим. Дарвиновский закон развития неверен, т. к. противоречит "морфологическому принципу", свидетельствующему о неизменности различных видов органического мира; виды представляют собой первобытно-самобытные феномены. Не смешиваясь, они постоянно колеблются вокруг заданной свыше "нормы", образуя все многообразие жизненных проявлений. Преобразование одного вида в др. невозможно, как невозможно и происхождение человека от животного. Ибо эволюция в мире природы - не что иное, как постоянные колебания "око; известной формы <…> на большее или меньшее рас яние". В "Д." обосновывается мысль, что совершенствование видов в борьбе за существование сразу же Hei рализуется их стихийным скрещиванием. Ведь при д минировании естественного отбора природа была представлена исключительно самыми совершенны; представителями видов. Публикация "Д." вызвала пол" мику между антидарвинистами (Страхов и др.) и дар! нистами, от имени к-рых резкой и убедительной кри взгляды Данилевского подверг Тимирязев.
   Л и т.: Данилевский П. Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Спб., 1885.Т. 1,ч. 1,2; Спб., 1889.Т.2,гл.\\БажовС.И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., \991\СтраховН. Н. Полное опровержение дарвинизма // Русский вестник. 1887. 4? 1–2; Он же. Всегдашняя ошибка дарвинистов // Там же. 1887. № 11–12; Он же. Спор из-за книг Н. Я. Данилевского. Общий ход и характер спора // Там же. 1889. № 12; Султанов К. В. Социальная философия Н. Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. Спб., 2001; Тимирязев К. А. Отвергнут ли дарвинизм? // Русская мысль. 1887. № 5–6; Он же. Бессильная злоба антидарвиниста: (По поводу статьи г. Страхова: "Всегдашняя ошибка дарвинистов") // Там же. 1889. № Ъ-1,Фаминцын А. С. Н. Я. Данилевский и дарвинизм. Отвергнут ли дарвинизм Данилевским? // Вестник Европы. 1889. № 2.
   О. К. Шиманская, С. Н. Пушкин

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Дарвинизм. Критическое исследование" в других словарях:

  • Данилевский, Николай Яковлевич — известный естествоиспытатель и философ публицист славянофильского оттенка, родился 28 ноября 1822 г., в родовом имении своей матери, селе Оберце, Орловской губ., Ливенского уезда. Его отец, кавалерийский генерал, Яков Иванович, получил… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ДАНИЛЕВСКИЙ —         Николай Яковлевич [28.11(10.12). 1822, с. Оберце Орловской губ., 7(19).11.1885, Тбилиси], рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма. В кон. 40 х гг. участвовал в кружке петрашевцев, но делу которых был в 1850… …   Философская энциклопедия

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — (28.11 (10.12). 18 с. Оберец Ливенского у. Орловской губ. 7(19).И.188 Тифлис)    естествоиспытатель, философ, культуролог, 1842 г. окончил Царскосельский лицей, затем естестве ный ф т Петербургского ун та, где в 1847 г. получил с пень кандидата,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Вид биологический термин — (Species) одинаково употребляемый в зоологии и в ботанике для обозначения различных форм растительных и животных организмов. В общих чертах понятие о виде совпадает с обыденным представлением о породе животных или растений (диких, но не домашних) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вид, биологический термин — (Species) одинаково употребляемый в зоологии и в ботанике для обозначения различных форм растительных и животных организмов. В общих чертах понятие о виде совпадает с обыденным представлением о породе животных или растений (диких, но не домашних) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — (1822 1885) философ, идеолог панславизма, публицист, естествоиспытатель. Создатель теории культурно исторических типов первого варианта теории локальных цивилизаций, предшественник О. Шпенглера и А. Тойнби. В 1843 1847 учился на физико… …   Философская энциклопедия

  • Darwinism — This article is about concepts called Darwinism. For biological evolution, see evolution. For modern evolutionary theory, see modern evolutionary synthesis. Charles Darwin in 1868 Darwinism is a set of movements and concepts related to ideas of… …   Wikipedia

  • ДАНИЛЕВСКИЙ — Николай Яковлевич (1822 1885) русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета (1849). За научно административную деятельность награждался золотой медалью Русского… …   Новейший философский словарь

  • Nikolay Danilevsky — Nikolay Yakovlevich Danilevsky (28 November 1822 – 7 November 1885) was a Russian naturalist, economist, ethnologist, philosopher, historian, and ideologue of the pan Slavism and Slavophile movement who expounded a view of world history as… …   Wikipedia

  • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — (1822 1885) русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета (1849). За научно административную деятельность награждался Золотой медалью Русского географического общества.… …   Социология: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»